Рита Самойлова
Опубликовано: 14:12, 20 май 2019, По материалам: oane
Общество

Перспективы и сложности Евроазиатского сотрудничества

Перспективы и сложности Евроазиатского сотрудничества

Эксперты по вопросам Евразийского экономического союза давно уже заявляют, что этим отношениям требуется определенная помощь. Достижений много, но во многих моментах существуют значительные разногласия.
В свое время Нурсултан Назарбаев хорошо почувствовал перспективу развития отношений суверенного Казахстана с Россией. Его стратегический взгляд и сейчас продолжает давать плоды.
Ситуация в молодых республиках после распада СССР была неоднозначной. Без тесного взаимодействия остро ощущалась глубокая трудовая специализация и зависимость многих заводов от теперь уже иностранных партнеров. Чтобы превратить недостатки в преимущества, именно Назарбаев настаивал на необходимости интеграции стран на постсоветском пространстве.
Транзит углеводородов – одно из базовых направлений в сотрудничестве России и Казахстана. В самом начале суверенитета у Казахстана сохранялась значительная зависимость от России в этих вопросах.
Второе важное направление – возрождение Великого шелкового пути как эффективной транспортной системы, связывающей экономические центры – Китай и Европу. В настоящее время сухопутный способ транспортировки грузов является самым высокоэффективным, быстрым и экономически оправданным. Об этом сообщил в интервью изданию Версия Доктор экономических наук, в прошлом помощник президента СССР по экономическим вопросам Олег Ожерельев.
Все это определило политику Назарбаева, который настаивал на Евразийской интеграции, и стал одним из ее основных инициаторов.
Однако у взаимоотношений России и Казахстана есть ряд объективных сдерживающих факторов. В первую очередь это менталитет и традиции, которые не всегда совпадают у наших народов. Так, на многие вопросы, которые в Казахстане решаются за месяц, у России может уйти год.
В частности, это касается региональных бюрократических барьеров. Даже если на федеральном уровне между странами уже все решено, как только вопрос спускается на уровень местного управления, возникает ступор. Чиновничий аппарат в России очень жесткий.

Кроме того, международный бизнес России – это бизнес корпораций, тогда как Казахстану в большей степени характерен мелкий и средний бизнес. Средние предприниматели просто не могут пробиться через бюрократическую машину российских регионов, но при этом корпорации из РФ с легкостью заходят на рынок Казахстана. В этом, безусловно, прослеживается некоторая однобокость, может даже эгоизм.
Что же касается транспортных систем, то Россия во многом опирается на собственные дорожные сети. Так, Транссибирская магистраль с легкостью может доставлять грузы от Тихого океана к Атлантике, а вот интересы Казахстана здесь оказываются совершенно неучтенными.

Надо помнить, что Россия – региональный лидер и экономический локомотив. Когда в экономическом плане у России все хорошо, у всех стран, входящих с ней в кооперацию, тоже все налаживается. Но стоит экономике войти в стагнацию – а именно это мы сейчас наблюдаем – все барьеры вырастают многократно, а общество перестает видеть перспективы сотрудничества.

Поэтому для наших стран сейчас очень важно преодолеть все существующие экономические и законодательные сложности и перейти к конструктивному взаимодействию. В первую очередь это возможно через тонкую калибровку налоговой, таможенной, валютной и торговой политики обеих стран.

Источник - https://versia.ru/evrazijskomu-yekonomicheskomu-soyuzu-trebuetsya-nastrojka
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Горячие темы на сегодня: